Научно-исследовательский центр № 4

Научно-исследовательский центр № 4 по исследованию проблем административно-правовой деятельности органов внутренних дел

Видное место в научных разработках Института занимают исследования административно-правовой проблематики. Начало этим исследованиям положил созданный в 1969 г. 14-й отдел ВНИИ МВД СССР.

У его истоков стоял один из видных ученых-административистов доктор юридических наук, профессор Михаил Иванович Еропкин, основоположник разработки милицейской проблематики в советском административном праве. Именно он инициировал создание в Институте отдела по разработке проблем административной службы милиции, который возглавил Лев Леонидович Попов – ныне Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

За короткий срок Л. Л. Попов сформировал первое не только в системе МВД СССР, но и в стране научное подразделение по разработке административно-правовых проблем органов внутренних дел. В отделе начинали свой научный путь В. А. Афанасьев, И. И. Веремеенко, А. В. Дюжаев, В. А. Иванов, А. А. Михайлов, А. В. Мурашов, О. В. Раков, М. Я. Саввин, Г. Г. Сиденко, С. И. Скворцов, К. С. Чекалин, А. П. Шергин (штатная численность отдела была 14 единиц) – они заложили фундамент административно-правовых исследований в Институте.

Расширение административно-правовых исследований привело к созданию самостоятельных подразделений, ориентированных на административно-правовую проблематику.

В 1975 г. в связи с предстоящей в г. Москве в 1980 г. Олимпиадой был создан отдел по разработке проблем обеспечения пребывания иностранцев в СССР, руководство которым было поручено Анатолию Павловичу Шергину. Его сотрудники (Н. Е. Автаева, А. В. Губанов, А. А. Михайлов, А. А. Немов и др.) активно включились в работу, но отдел накануне Олимпиады был упразднён.

В 1977 г. на базе 14-го отдела был создан отдел по разработке организационно-правовых проблем охраны общественного порядка (первый руководитель – О. В. Раков).

В 1983 г. образована научно-исследовательская лаборатория проблем совершенствования деятельности милиции общественной безопасности в составе четырёх отделов. Первым руководителем научно-исследовательской лаборатории был Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук Иван Иванович Веремеенко, позже – А. П. Шергин, О. В. Раков, И. Н. Зубов, Н. П. Мышляев, А. С. Бланков, А. И. Сандугей.

В настоящее время это научное направление обеспечивает научно-исследовательский центр № 4 по исследованию проблем административно-правовой деятельности органов внутренних дел (преемник НИЦ № 7, созданного в 2002 г.). Руководителями центра в разные годы были Л. И. Поспелова, М. В. Назаркин, Г. Ю. Лесников. В настоящее время НИЦ № 4 возглавляет кандидат юридических наук, доцент Геннадий Иванович Калмыков.

Основными направлениями рассматриваемых научных исследований профильного подразделения Института были и остаются проблемы противодействия административной деликтности и совершенствования административно-правовой деятельности органов внутренних дел.

Многолетние исследования административной практики выявили множество проблем, связанных с несовершенством механизма противодействия административной деликтности. Потребовалось уяснение самой сущности данной деятельности, системы осуществляющих её субъектов, процессуальных форм реализации.

Сотрудниками Института впервые разработана Концепция административной юрисдикции как деятельности, в рамках которой реализуется административная ответственность, исследованы особенности её осуществления органами внутренних дел. В 1980 г. Анатолий Павлович Шергин в МГУ защитил докторскую диссертацию «Проблемы административной юрисдикции».

Идеи, заложенные в данной работе, получили дальнейшее развитие как в трудах Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора А. П. Шергина, так и его учеников – А. С. Дугенца, А. В. Дюжаева, С. М. Зырянова, А. А. Михайлова, А. В. Мурашова, Л. И. Поспеловой, С. М. Скворцова, Ю. В. Степаненко, В. Г. Татаряна, А. Ю. Якимова и других.

В 1970-е годы учёные-административисты Института разработали методику исследования эффективности административно-правовых санкций и провели её апробацию исследованием эффективности административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел. В её рамках впервые определена концептуальная модель эффективности административно-правовых санкций как степень достижения её целей; разработана методология и методика исследования эффективности этих санкций; проведено исследование их эффективности в сфере охраны общественного порядка в нескольких регионах страны. Данное направление было результатом работы И. И. Веремеенко, Л. Л. Попова, М. Я. Саввина, А. П. Шергина, еЁ содержание опубликовано в монографии Л. Л. Попова «Эффективность административно-правовых санкций в сфере охраны общественного порядка» (М. : ВНИИ МВД СССР, 1976) и его докторской диссертации на данную тему, а также серии научных трудов упомянутых авторов (Шергин А. П. Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел и пути повышения её эффективности. М. : ВНИИ МВД СССР, 1977; Саввин М. Я. Административный штраф : монография. М. : Юрид. литература, 1981, и др.).

Действовавшее до середины 80-х годов XX в. законодательство об административной ответственности не было кодифицировано и представляло гигантский массив разрозненных и несогласованных нормативных актов различного уровня. Сотрудники Института инициировали работу по подготовке первого Кодекса РСФСР об административной ответственности и уже в 1976 г. представили его проект на обсуждение расширенного Учёного совета ВНИИ МВД СССР (докладчик – начальник отдела Л. Л. Попов) и Научно-методического совета Министерства (для сравнения: Основы законодательства об административных правонарушениях были приняты только в 1980 г.).

Это был тот научный задел, на базе которого при непосредственном участии сотрудников Института М. И. Еропкина, Л. Л. Попова и А. П. Шергина был разработан и в 1984 г. принят Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. Работа по научному обеспечению совершенствования административно-деликтного законодательства продолжается и в настоящее время.

Решение политических, правовых и организационных проблем противодействия административной деликтности обусловило пересмотр взглядов на предмет и содержание административного права. В ходе научных исследований учёные Института пришли к выводу, что традиционное включение в него норм об административной ответственности не соответствует предмету регулирования данной правовой общности, поскольку они обладают самостоятельным статусом, нормативно обособлены в виде КоАП РФ. Профессором А. П. Шергиным впервые в 1994 г. обоснована концепция административно-деликтного права как самостоятельной отрасли российского права, имеющей свой предмет и метод правового регулирования, предложен соответствующий учебный курс. Эта гипотеза позволила не только значительно расширить диапазон научных исследований проблем административно-деликтного права, но и сформировать современную концепцию административной ответственности в российском праве. Различным аспектам административно-деликтного права посвящены уже десятки диссертационных исследований, во многих вузах преподаётся соответствующий учебный курс.

Отсутствие научно обоснованных ориентиров в сфере применения административной ответственности отрицательно сказывалось как на качестве и системности административно-деликтного законодательства, так и на организации административной практики. Важным шагом вперёд в данном направлении стала разработка А. П. Шергиным Концепции административной политики Российской Федерации, которая получила дальнейшее развитие в трудах его учеников – А. С. Дугенца, Н. П. Мышляева, М. И. Никулина, Л. И. Поспеловой и других исследователей. В Концепции определён политический вектор административной политики, средства и механизм её реализации, в качестве основного её направления представлено предупреждение административной деликтности. В арсенале средств противодействия административной деликтности приоритет принадлежит предупреждению административно наказуемых деяний. Но эффективным оно становится, если направлено на нейтрализацию истоков административных правонарушений. Один из учеников А. П. Шергина и руководитель лаборатории Николай Прокопьевич Мышляев впервые обратился к теории административной деликтологии как самостоятельной науки о причинах административных правонарушений и мерах по их предупреждению. Авторские теоретические посылки были апробированы в исследованиях причин административной деликтности в конкретных регионах, что позволило предложить рекомендации по их нейтрализации.

Востребованы в правоприменительной практике и учебном процессе комментарии к законодательству об административных правонарушениях, пособия, методические рекомендации. Примечательно то, что в авторском коллективе первого комментария к КоАП РСФСР 1984 г., подготовленного исключительно разработчиками Кодекса, треть составили научные сотрудники Института (Л. Л. Попов, И. И. Веремеенко, М. Я. Саввин, А. П. Шергин). Работающие в Институте учёные-административисты участвовали в подготовке одного из первых комментариев к действующему КоАП РФ, вышедшего под редакцией А. П. Шергина.

Учитывая потребности административной практики органов внутренних дел и достижения правовой науки, научные сотрудники центра постоянно уделяли и уделяют внимание вопросам механизма реализации административной ответственности. Их разработка предполагает обращение как к концептуальным проблемам административного процесса, так и прикладным вопросам административно-юрисдикционной деятельности. Заслуга в исследовании теоретических аспектов административно-юрисдикционного процесса принадлежит Михаилу Яковлевичу Масленникову, долгие годы работавшему ведущим научным сотрудником центра. Им обоснован не только авторский взгляд на дискуссионную проблему понятия и содержания административного процесса, но и разработан проект Российского административно-процессуального кодекса, положения которого представляют в настоящее время особый интерес при подготовке третьей кодификации административно-деликтного законодательства.

Процессуальные и другие проблемы административной ответственности нашли отражение в работах А. П. Шергина и А. С. Дугенца, в исследованиях их учеников – Н. Е. Бузниковой, Т. Н. Ворошиловой, И. А. Зайцева, Г. И. Калмыкова, С. В. Комлева, И. А. Прохорцева, К. И. Разоренова, А. А. Тюриной и др.

Проблемы совершенствования административно-правовой деятельности органов внутренних дел охватывают комплекс правовых, организационных и тактических основ деятельности органов внутренних дел. Особенностью научных разработок данных проблем является их тесная связь с практикой охраны общественного порядка и общественной безопасности. Не случайно доля их исследований в Институте по заказу и с участием соответствующих подразделений центрального аппарата МВД России весьма значительна.

Традиционно особое внимание в Институте уделялось исследованиям организации и деятельности патрульно-постовой службы милиции (полиции) – основного субъекта охраны общественного порядка. Многие годы она не имела обособленного правового статуса, её численность не выделялась в нормативах штатной численности всей милиции, что приводило к дефициту сотрудников, непосредственно участвующих в охране общественного порядка. 14-й отдел Института инициировал и предложил идею автономизации патрульно-постовой службы, разработал впервые нормативы её штатной численности. Эти научные наработки были апробированы при проведении экспресс-исследования во время Олимпиады-80, в результате которого были подготовлены предложения по расчёту штатной численности столичной милиции и рекомендации по единой дислокации сил и средств, участвующих в охране общественного порядка. Повышенным спросом у практических работников пользовались и другие научные рекомендации Института. Так, например, неоднократно по их просьбе переиздавались методические рекомендации по тактике действий патрульно-постовых нарядов. Этому способствовали и научные труды сотрудников отдела (НИЛ, НИЦ) И. И. Веремеенко, М. И. Еропкина, Г. Г. Курагина, Л. Л. Попова, О. В. Ракова, С. М. Скворцова, А. В. Мурашова и др.), посвящённые содержательной характеристике механизма правового регулирования в сфере охраны общественного порядка.

Распад СССР, утрата государством монополии во многих видах деятельности, ликвидация МВД СССР осложнили оперативную обстановку в стране, деформировали жёстко централизованный механизм борьбы с преступностью и другими правонарушениями. В этих условиях потребовались новые подходы к обеспечению общественного порядка, поиск адекватных современным условиям организационных форм милиции (полиции) и их нормативное закрепление. В 1990 г. сотрудниками НИЛ (И. Н. Зубов, А. П. Шергин и др.) разработана концепция российского закона о милиции, которая была положена в основу проекта закона РФ «О милиции».

Вступление в силу Закона РФ «О милиции», новая организационная структура милицейских служб обусловили необходимость существенной переработки многих законодательных и ведомственных нормативных актов (Устава патрульно-постовой службы милиции, Инструкции по организации работы дежурных частей и др.). Эта объёмная и сложная работа осуществлялась при активном участии сотрудников Института.

Позже концептуальные наработки по проблемам охраны общественного порядка были использованы в процессе реформирования органов внутренних дел в 2010–2011 гг. и подготовки Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», участие в разработке которого принимал на тот момент заместитель начальника ВНИИ МВД России Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Александр Сергеевич Дугенец.

Усложнение криминогенной обстановки в постсоветский период, появление новых угроз правопорядку и повышение уровня их опасности обусловили необходимость пересмотра традиционных взглядов на обеспечение общественной безопасности. Ведущие учёные Института: Ю. М. Антонян, М. М. Бабаев, В. Е. Квашис, Д. К. Нечевин, А. П. Шергин под руководством доктора юридических наук, профессора Игоря Николаевича Зубова (в настоящее время – статс-секретарь – заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации) совместно с другими научными и учебными учреждениями впервые разработали проект Доктрины общественной безопасности, который в 1994 г. был представлен на секции Совета Безопасности Российской Федерации. Многие её положения нашли последующее отражение в действующей Концепции общественной безопасности в Российской Федерации. Эта работа была продолжена в новом столетии. В 2001 г. приказом МВД России от 28 сентября 2001 г. № 858 в системе МВД России была создана Служба общественной безопасности, а в 2002 г. утверждена Концепция развития службы общественной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации. В подготовке данных ведомственных приказов приняли активное участие сотрудники ВНИИ МВД России, в частности Николай Прокопьевич Мышляев.

Александром Владимировичем Мелехиным впервые в современной науке административного права разработана концепция чрезвычайного законодательства России, выявлены закономерности его формирования и функционирования, представлена административно-правовая характеристика. Автор, по существу, продолжил традиции русских учёных-полицеистов, уделявших большое внимание исследованию проблем чрезвычайного законодательства. Исследования в данном направлении продолжали Наталья Фёдоровна Попова, которая в 2001 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Теоретические и организационно-правовые основы реализации функций органов внутренних дел в области обороны», и Михаил Владимирович Назаркин, разработавший авторскую концепцию обеспечения безопасности высокорисковых объектов.

В 2000-х годах во Всероссийском научно-исследовательском институте МВД России были подготовлены и успешно защищены диссертационные исследования, посвящённые проблеме общественной безопасности и деятельности органов внутренних дел по её обеспечению. Среди них необходимо выделить докторские диссертации сотрудников Института Алексея Михайловича Воронова «Общественная безопасность: административные и информационно-правовые проблемы обеспечения» (2005 г.) и Ирины Борисовны Кардашовой «МВД России в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации» (2006 г.). В упомянутой докторской диссертации А. М. Воронова уделено большое внимание научному обоснованию разработки концепции обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации.

Вклад в разработку проблем обеспечения общественной безопасности внесли также труды Андрея Викторовича Быкова (в настоящее время – начальник ФКУ «НИИ ФСИН России»), который на основе исследования опыта построения и функционирования полицейских систем различных стран мира обосновал концепцию внутренней безопасности, предложил пути внедрения зарубежных наработок в этой сфере в государственно-правовую практику России. В 2008 г. им защищена докторская диссертация «Теоретические и прикладные проблемы функционирования национальных полицейских систем». Его ученики (И. А. Смородинскова, Р. В. Кулешов и др.) на основе изучения организации и деятельности систем обеспечения внутренней безопасности отдельных государств представили немало интересных предложений об использовании этого опыта в деятельности отечественной полиции.

С 2008 г. по инициативе Совета Безопасности Российской Федерации проводилось исследование, направленное на разработку концептуальных подходов к созданию теории общественной безопасности. Начальник Института Сергей Иванович Гирько был назначен руководителем межведомственной рабочей группы по их разработке, а сам Институт принял непосредственное участие в данном процессе. Ведущую роль в разработке концептуальных подходов к созданию теории общественной безопасности сыграл главный научный сотрудник НИЦ № 7 доктор юридических наук Игорь Ефимович Кривошеев. Итогом проведённых научных исследований стала подготовка и издание научного доклада в виде монографии «Об особенностях концептуальных подходов к созданию теории общественной безопасности и стратегии правоохранительной деятельности по обеспечению общественной безопасности в Российской Федерации: актуальные проблемы и основные гипотезы» (М. : ВНИИ МВД России, 2009).

Именно этим обстоятельством был предопределён выбор ВНИИ МВД России в качестве головного разработчика проекта Концепции общественной безопасности Российской Федерации. Авторским коллективом Института в составе С. И. Гирько, Г. И. Калмыкова, А. Н. Сандугея, А. А. Смирнова и А. М. Запаренко в период 2010–2013 гг. завершена многолетняя работа над Концепцией общественной безопасности в Российской Федерации. Результатом упорной и длительной работы совместно с иными подразделениями МВД России, федеральными органами исполнительной власти, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, проведённых консультаций и рабочих совещаний с представителями Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации стало подписание главой государства 14 ноября 2013 г. основополагающего документа стратегического планирования, определяющего государственную политику в сфере обеспечения общественной безопасности, – Концепции общественной безопасности в Российской Федерации.

Разработку тематики обеспечения общественной безопасности с учётом новых угроз в этой области продолжают молодые учёные центра. В докторской диссертации Светланы Евгеньевны Пролетенковой «Административно-правовое регулирование противодействия религиозному экстремизму в Российской Федерации» обоснована стратегическая модель противодействия религиозному экстремизму в России, определён оптимальный алгоритм социального управления в сфере межконфессиональных и религиозных отношений на долгосрочную перспективу. Новаторский характер работы послужил основанием для присуждения автору премии для молодых учёных Института имени профессора А. С. Михлина.

Александр Александрович Смирнов занимается исследованием проблем обеспечения информационно-психологической безопасности. Он обосновал её выделение в структуре информационной безопасности и разработал её авторскую концепцию, а также изучил передовой зарубежный опыт в данной сфере. Результаты научных исследований А. А. Смирнова в указанной области успешно прошли апробацию в ходе участия автора в подготовке Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и Концепции информационной безопасности детей по заказу Роскомнадзора в 2013 г. Они были использованы и для совершенствования деятельности органов внутренних дел. 

Институт проявил себя и в правотворческой деятельности в области обеспечения общественной безопасности. В 2010 г. ВНИИ МВД России была поручена подготовка ряда законопроектов, предусмотренных Планом действий Правительства Российской Федерации по реализации мер, необходимых для обеспечения готовности Российской Федерации к выполнению обязательств государства-участника, предусмотренных Факультативным протоколом к Конвенции о правах ребёнка, касающимся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, принятым Генеральной Ассамблеей ООН 25 мая 2000 г., и Конвенцией Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений, принятой Комитетом министров Совета Европы 12 июля 2007 г. В рамках исполнения данного поручения авторским коллективом НИЦ № 4 в составе Г. И. Калмыкова, А. Н. Сандугея, А. А. Смирнова разработан проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предупреждения торговли детьми, их эксплуатации, детской проституции, а также деятельности, связанной с изготовлением и оборотом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних». Данный законопроект впервые в отечественном законодательстве об административных правонарушениях устанавливал административную ответственность юридических лиц за создание условий для торговли детьми и (или) эксплуатации детей, а также за изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних. Сложность законопроекта предопределила длительность процедур его согласования с федеральными органами исполнительной власти, Аппаратом Правительства Российской Федерации и Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации и сопровождения в палатах Федерального Собрания, занявших два с половиной года. 5 апреля 2013 г. Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предупреждения торговли детьми, их эксплуатации, детской проституции, а также деятельности, связанной с изготовлением и оборотом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних».

Специфика организации охраны общественного порядка на транспорте, изменения самой транспортной системы СССР, обострение криминогенной ситуации на транспортных магистралях уже в начале 70-х годов прошлого столетия потребовали повышенного внимания к проблемам деятельности транспортной милиции. В архивах и библиотечных фондах Института хранится большое количество научных разработок того времени, связанных с обеспечением правопорядка на объектах железнодорожного, воздушного, водного и других видов транспорта.

К примеру, в конце 1980-х годов по заявке Министерства гражданской авиации СССР Институтом совместно с отраслевыми НИИ были разработаны рекомендации по предупреждению злоупотреблений при реализации авиационных билетов и бронировании пассажирских мест, которые долгое время использовались подразделениями Аэрофлота.

В летописи «транспортного» направления отраслевой науки навсегда останутся имена таких учёных, в разное время работавших в Институте или защитивших в нем диссертации по транспортной проблематике, как Н. Н. Баранов, В. М. Бурыкин, С. И. Винокуров, Н. И. Гетман, В. И. Жулев, Ю. Л. Каверин, Е. А. Краенский, В. И. Сысоев и многие другие.

Существенный вклад в исследование теоретических и прикладных проблем деятельности органов внутренних дел на транспорте внёс доктор юридических наук, профессор Юрий Викторович Степаненко, занимавший должность первого заместителя начальника Института, а ныне – главный научный сотрудник НИЦ № 4. Автор отстаивал взгляд на то, что формирование органов внутренних дел на транспорте не может не учитывать современных изменений в самой транспортной системе. Основным результатом исследования явилась разработка оптимальной модели организации и деятельности этой структуры МВД России.

Несмотря на то, что в организационном построении ВНИИ МВД России не сохранилось специализированного подразделения, занимающегося научной разработкой проблем деятельности органов внутренних дел на транспорте, Институт по-прежнему уделяет значимое внимание этому направлению отраслевой науки. Не вызывает сомнений, что в связи с последовательным реформированием транспортного комплекса, появлением и распространением новых видов противоправных деяний на объектах транспорта (экономических преступлений, акций терроризма, блокирования транспортных коммуникаций и пр.) разработка проблем обеспечения транспортной безопасности, безопасности населения на объектах транспорта приобретают важное значение для транспортной полиции. Поэтому наряду с НИЦ № 4 в соответствии с направлениями своей деятельности научными исследованиями транспортной проблематики занимаются и другие подразделения Института: по исследованию криминологических проблем, прогнозированию преступности; проблем оперативно-розыскного обеспечения борьбы с преступлениями общеуголовной направленности; проблем экономической безопасности и противодействия коррупции; по совершенствованию уголовного, уголовно-процессуального законодательства и расследования преступлений.

Большое внимание учеными-административистами центра уделялось проблемам предупреждения и раннего выявления семейного неблагополучия как одного из основных факторов, способствующих снижению уровня защищенности детей и, как следствие, увеличению количества преступлений и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Основной вклад в разработку данных проблем внесли Н. Г. Андрюхин, В. А. Мишота, Е. А. Новосельцева (с 2011 г. возглавляет подразделение по делам несовершеннолетних в системе МВД России), Т. А. Петрова. При непосредственном участии сотрудников НИЦ № 4 С. И. Булатецкого, Т. А. Петровой, Т. Г. Газизовой и С. И. Долговой в 2014 г. подготовлено методическое пособие «Настольная книга инспектора по делам несовершеннолетних», которое направлено в территориальные органы МВД России и с успехом применяется в деятельности подразделений по делам несовершеннолетних.

В настоящее время ВНИИ МВД России принимает активное участие в выполнении плана мероприятий на 2015–2017 гг. по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей в Российской Федерации на 2012–2017 годы.

Одним из направлений исследований, традиционно проводимых в центре, являются проблемные вопросы административной деятельности участковых уполномоченных полиции. При активном участии представителей Института И. А. Зайцева и А. Н. Сандугея в 2009 и 2014 гг. осуществлялась подготовка Настольных книг для участковых уполномоченных полиции (милиции), последняя из которых вышла тиражом свыше 46 тыс. экземпляров и была направлена во все территориальные органы МВД России по субъектам Российской Федерации. Данные методические пособия «легли на стол» каждому участковому уполномоченному органов внутренних дел, получив положительные отзывы с мест. В самом массовом издании в современной истории деятельности Объединённой редакции МВД России, практическом пособии для сотрудников органов внутренних дел – Настольной книге раскрываются основные направления организации служебной деятельности участкового уполномоченного полиции. Особое внимание уделено рассмотрению обязанностей и прав, тактическим особенностям действий при процессуальном сборе и оформлении доказательств по выявленным преступлениям и административным правонарушениям, проведению участковым уполномоченным полиции общей и индивидуальной профилактической работы, методике отчёта перед населением о проделанной работе на административном участке и др.

Расширение масштабов исследований административно-правовых проблем деятельности органов внутренних дел потребовало объединения усилий всего научного потенциала системы МВД России. В Институте действует Координационный совет по научным исследованиям проблем административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел, в задачи которого входят осуществление координации научных разработок в данной сфере в системе Министерства, регистрация тем диссертационных исследований по специальности «административное право и административный процесс».

В Институте сложилась солидная научная школа, получившая признание в правовой науке и правоприменительной практике. Учёные-административисты ВНИИ МВД России вносят свой вклад в развитие науки административного и административно-деликтного права, совершенствование административного законодательства и практики его применения органами внутренних дел, теорию безопасности и практику её обеспечения, подготовку квалифицированных научных кадров. Этому способствует сотрудничество с другими научными учреждениями и высшими учебными заведениями страны. Его основа была заложена уже в первые годы работы 14-го отдела и продолжена последующими поколениями учёных-административистов Института. Научные сотрудники центра активно участвуют в совместных исследованиях с коллегами из других НИУ и вузов, являются постоянными участниками международных, всероссийских и ведомственных научно-практических конференций, круглых столов, в том числе в Совете Федерации и Государственной Думе.

 

 

Источник: 70 лет ВНИИ МВД России / Под ред. А.А. Макорина. – М. : Вече, 2015. – С. 118–128.

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России