Научные школы

С момента образования Института значительное внимание уделяется развитию и функционированию научных школ и направлений.

Научная школа – это не простое объединение учёных, это – сложившийся коллектив исследователей различных возрастных групп и научной квалификации, ориентированных на проведение исследований по общему приоритетному научному направлению и объединённых совместной научной деятельностью.

Указанный коллектив осуществляет подготовку научных кадров, имеет в своём составе руководителя, а также молодых исследователей. Основу научной школы составляет научная идея, которая выдвигается лидером.

Научная школа характеризуется тем, что она не является административной единицей; в ней нельзя назначить руководителя, его можно только признать; объединение исследователей вокруг лидера происходит на неформальной, добровольной основе.

Научные школы являются таким социальным феноменом, который позволяет решать комплекс задач научной деятельности по наиболее актуальным направлениям деятельности МВД России в их единстве и взаимообусловленности.

Принадлежность научной школы к категории ведущих научных коллективов определяется высокими показателями, отвечающими ряду специальных критериев, в числе которых ключевым является эффективная разработка проблем из числа приоритетных направлений научного обеспечения деятельности МВД России.

Практика создания и развития научных школ правоохранительного профиля во ВНИИ МВД России позволяет сформулировать обобщённый перечень форм научных школ в правоохранительной сфере исследований:

-  научно-образовательная школа, призванная формировать будущих исследователей;

-  исследовательский коллектив – группа учёных, совместно разрабатывающая под руководством лидера (главы школы) избранную или созданную им исследовательскую программу;

-  направление в науке, возникающее благодаря установлению определённой традиции, охватывающей группу учёных и исследовательских коллективов.

Несомненно, что все эти разновидности научных школ представляют государственный интерес, имеют право на поддержку и развитие. Более того, как показывает ведомственный опыт становления научных школ в органах внутренних дел, все эти формы являются звеньями одной цепи, элементами становления современной правоохранительной науки, отвечающей требованиям Стратегии развития России до 2020 г.

В настоящее время в Институте существуют и развиваются научные школы по следующим направлениям:

  • по исследованию проблем криминологии и прогнозирования преступности;
  • по исследованию проблем противодействия экономической преступности и коррупции;
  • по исследованию проблем уголовного, уголовно-процессуального законодательства и расследования преступлений;
  • по исследованию проблем административно-правовой деятельности органов внутренних дел.

Научные школы ВНИИ МВД России заслужили известность высоким уровнем исследований в правоохранительной сфере, устойчивостью научной репутации и традиций, преемственностью поколений в ходе подготовки научных кадров высокой квалификации.

Научные школы ФГКУ «ВНИИ МВД России» смогли зародиться и развиваться вследствие постоянного внимания, которое им уделялось руководителями Института. Ведущим учёным научных школ всегда создавались максимально благоприятные условия для научной работы: большая свобода в выборе тематики для фундаментальных исследований, диссертационные советы, система подготовки научных кадров, издательская база и информационное обеспечение. Всё это – обязательные атрибуты научного учреждения, которое заботится о формировании и развитии научных школ.

Источник: 70 лет ВНИИ МВД России / Под ред. А.А. Макорина. – М. : Вече, 2015. – С. 143–144.

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России